Традиции гадания на Пасху – пасхальные гадания

15 Апрель 2015 / Жизнь, Психология

Традиции празднования Пасхи насчитывают не одно столетие. Действиям на Пасху и накануне праздника придавали магическое значение, а девушки пытались призвать себе хорошую судьбу. Конечно, многие обычаи до наших дней не сохранились. Однако некоторые и сейчас бытуют, особенно в отдаленных селах.

гадания на Пасху

Традиции гадания на Пасху в Украине

- Изучение пасхальных обычаев и обрядов издавна привлекало внимание этнографов и краеведов, – рассказывает доцент кафедры этнолог, античной и средневековой истории факультета истории, политологии и международных отношений ЧНУ им. Ю. Федьковича Иван Воротняк. – Предвестником праздника Христова Воскресения считалось Вербное воскресенье, когда за неделю до Пасхи в церквях освящали ивовые веточки. В украинской обрядности ива – это растение, олицетворяющее весеннее пробуждение природы, роста, здоровья, а потому применяется во многих народных обычаях. Так, вернувшись домой из церкви, люди слегка ударяли освященными веточками вербы всех членов семьи, а также домашних животных, приговаривая при этом: “Верба бьет, не я бью, отныне за неделю Пасха. Будь здоров, как вода, а зелен, как ива, а богатый, как земля!”. Веточкам освященной вербы приписывали магическую, лечебную, защитную силу. Их не выбрасывали, а хранили в доме за иконами до следующего “вербного” воскресенья, сжигали в печи при выпечке кулича, использовали для защиты людей, домашних животных и всего хозяйства от болезней и нечистой силы, ими выгоняли впервые на пастбища скот, отвлекали бури.

традиции гадания на Пасху

Пасхальные гадания – последняя неделя поста период магических обрядов и ритуалов

Многие обряды осуществляли на последней неделе поста. Верили, что действия, которые выполняли в это время, имели большое значение и влияние на дальнейший хозяйственный год, благосостояние и счастье семьи. У гуцулов даже бытовало поверье о связи будущего благосостояния с первым посетителем в Страстную неделю. Чтобы от овец хороший приплод, пытались сделать так, чтобы в среду или четверг в дом наведалось больше девочек.

Также в Чистый четверг девушки купались в проточной воде, чтобы быть красивыми и здоровыми.

Сегодня многие обычаи до нашего времени не дошли, но мы все равно хотим узнать своб судьбу, любим всевозможные гадания, обращаемся к гадалкам и провидицам, чтобы знать, что нас ждет в будущем. В этом очень часто помогают карты Таро. Однако разобраться в них может далеко не каждый. Толкование карт Таро – это очень сложная и кропотливая работа, которая требует определенных знаний. Толкование Таро весьма сложное, и, чтобы правильно истолковать гадание, нужно довериться своей интуиции. Расклады Таро дают вопрошающему ответ, что отношения, в которых он находится, представляют собой сейчас, и чего ждать от делового, партнерского или любовного союза в перспективе.

Пасхальные традиции Гуцулов. Обычаи перед Пасхой

Один из самых распространенных гуцульских обычаев – “греть деда”. Делали это в среду или четверг перед Пасхой, а иногда и в субботу. Утром на холмах вблизи домов раскладывали костер. Этот обычай и назывался “старого сжечь” (“греть деда”). Дети в эти дни ходили от дома к дому и под окнами звали: “Грейте деда! Грейте деда дайте хлеба! Чтобы вам овечки, чтобы вам ягнята, чтобы вам телочки”, на что кто-то из дома отвечал: “Греем, греем, даем!”. Детей одаривали “кукуцамы” – специально испеченными малыми пшеничными или ржаными хлебцами. Также кукуца давали кому-либо из посетителей, которые первыми в эти дни заходили в дом. И сегодня буковинские гуцулы дают кукуцы за простиби, но уже не привязывают эти действия к конкретному дню в году.

“Грели деда” также ритуальным костром у церкви в пасхальную ночь. Вокруг огня сидели не только дети, но и старики, каждый из которых приносил для костра несколько поленьев. Нередко ритуальный огонь связывали с первым выходом скота на пастбища, а костер поддерживали аж до того времени.

гадание на Пасху

В четверг не работали на огороде

В период от Живного четверга вводились запреты на определенные виды работ, к примеру от подпиточного (Чистого) четверга до Троицы нельзя было работать на огороде в четверги, потому что “Боженька накажет”, “потому что град побьет”.

Скорлупу от яиц, из которых выпекали куличи, отдавали Рахману

- А в Страстную пятницу и субботу в ручьи и реки бросали скорлупу тех яиц, которые использовали для приготовления куличей, поскольку по народным представлениям, вниз по течению рек жили рахманы – полулюди-полурыбы. Считалось, что пока скорлупа доплывет до конца реки, из нее вновь станут целые яйца. Двенадцать рахманов делятся этими яйцами между собой. Этот праздник назывался “Рахманская пасха” и приходился на среду четвертой недели после Пасхи, – рассказывает И. Воротняк.

В Пасхальную пятницу не торговали

Женщинам запрещалось работать в пятницу. Так же в это время не рекомендовалось продавать ни яиц, ни молока, потому что куры не будут нестись, а коровы потеряют молоко.

Каждая пасхальная пища имела свое значение

Обрядовые блюда и кондитерские изделия, которые существовали с давних времен, также имели определенное символическое значение.

Скажем, во многих гуцульских селах на Пасху пекли специальный большой хлеб “сот”, “застивник”, в который втыкали столько яиц, сколько было членов семьи. Считали, чье яйцо во время выпекания “сота” треснет, тот умрет.

Кроме того, обязательной пасхальной сдобой на Гуцульщине была “баба”, “бабка”. Готовили ее из пшеничной или кукурузной муки, смешанной с цельными простоквашей или молоком и маслом, яйцами, сметаной. Подготовленое тесто выкисало с утра до вечера, а ночью “бабку” пекли. Пекли ее только на Пасху.

Святили пасху, а затем салютовали

Украинцы, как и румыны, на Пасху не только освящали ритуальную пищу или воду, но и салютовали из ружей и мортирок.

Также придя домой, глава семейства брал писанку и серебряную монету, клал их в банку с водой, потом умывался ею, а его примеру следовали все. Лишь после этого можно было потреблять блюда и напитки.

В традиции поляков – праздновали Пасху нарядно

- Как и все христианское население, поляки, которые в свое время компактно проживали на территории нашего края, торжественно праздновали Пасху, к которой все тщательно готовились заранее, – говорит И. Воротняк. – Известный исследователь Симигинович-Штауфе писал в свое время следующее: “Что готовят богачи, кажется почти невероятным. Однако, и у богатых, и у бедных на столе обязательно были посвященные яйца и освященный хлеб. И хозяин, и гости потребляли их с взаимными благословениями из одной тарелки. На столе также должны быть мясные блюда и обязательно огромное количество выпечки. Все это дополнялось различными наливками и бутылочными винами”.

На “освященное” начинали ходить с самого утра

Общее название пасхальных блюд “освященное” передалось от поляков немцам. Среди поляков приобрел большую популярность обычай идти “на освященное”. Эти путешествия от дома к дому начинались на Пасху утром, чтобы везде попробовать освященных блюд.

На второй день праздников парни обливали девушек, а те дарили им писанки

В “поливальный”, или волочильный понедельник, парни ходили по селу и следили, когда девушка выйдет из дома, чтобы облить ее водой. У гуцулов был обычай, согласно которому девушки в поливальный понедельник одаривали ребят писанками. Парни даже специально ходили за писанками по домам, где были девушки.

- Бытовало поверье, что весенняя вода омолаживает человека, дает ему здоровье, приносит радость. Здесь повторяется давний обряд очищения водой, который выполняют в период Великого поста. Поэтому девушки не обижались, даже были рады, если их искупали в реке. Вероятно, главной функцией пасхальных обливаний было формирование и регулирование межполовых отношений в молодежной среде, – объясняет этнолог.

В Украине есть традиция а Пасху предвещать судьбу

Румынские девушки практиковали на Пасху гадания так называемой непочатой ​​водой и яйцом: в миску с непочатой ​​водой клали яйцо и серебряную монету, потом умывались этой водой. Поднося яйцо к лицу, девушка говорила такие слова: “Чтобы я была здоровой и щеки румяными, как яйцо. Все, чтобы хотели и ждали, так как желают и ждут пасхальных яиц. Все, чтобы любили, как яйца на Пасху” .

В некоторых районах накануне Пасхи девушки шли к колокольне и мыли сердцевину колокола непочатой ​​водой. Той водой умывались на следующий день, чтобы быть красивыми и привлекать к себе ребят, потому что звуки церковного колокола созывают людей к церкви.

- В некоторых селах Буковины накануне Пасхи применяли и более сложные гадания с вынесением текста 4-6 различных заклинаний. Например, брали ведро и три стебелька базилика, шли к ручью, набирали воды и, кладя ведро с водой на голову, говорили ритуальные слова. Дойдя до дома, девушка трижды пила воду из ведра и снова говорила при этом заклинания. На следующий день утром (на Пасху), после третьего пения петухов, она выходила на улицу и говорила на восток специальные слова. Дважды крестилась, кланялась на восток, снова шла к ручью и кропила его водой голову с приговором. После этого набирала ведро ​​воды и возвращалась домой. По дороге запрещалось с кем-либо говорить или оглядываться по сторонам. В доме она выливала воду в сосуд и добавляла три стебелька базилика, яйцо, несколько серебряных или золотых монет. Той водой умывалась, подносила к лицу базилик, яйцо и монеты, для того, чтобы быть здоровой и румяной в течении года, как яйцо, иметь много денег, успех на танцах и в скором времени выйти замуж. После выполнения этого обряда она надевала новые наряды, сшитые собственноручно специально для Пасхи.

Оставить комментарий